Великий Новгород

Фотографии КОЧЕВНИКА Александра Алексеевича
Почтовый адрес: 173005 Великий Новгород а/я №30 Телефон: (8162) 630867 Факс: (8162) 131740
E-mail: akochevnik@yandex.ru

Домашняя
Вверх
Фотоальбом
История города
Кремль
Монастыри
Витославлицы
Городище
Перынь
Ссылки

Храм Спаса Преображения на Ильине улице

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород. Храм Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославово дворище. Торг

Собор Николая Чудотворца

Церковь Параскевы-Пятницы

Церковь Жен-Мироносиц

Церковь Иоанна Предтечи

Храм Спаса Преображения на Ильине улице

Памятник Александру Невскому

 

На Торговой стороне, на Ильине улице, расположена церковь Спаса Преображения - самый нарядный из новгородских храмов.

Построили его жители Ильиной улицы на средства боярина Василия Даниловича в 1374 году. Здесь хранилась святыня города - икона «Знамение Божьей Матери», та самая, благодаря которой новгородцы в 1169 году победили суздальцев. Расписана церковь в 1378 году. И знаменита сохранившимися в ней фресками Феофана Грека.(До приезда на Русь, где его называли «Гречаном» - Греком, Феофан работал в столице Византии Константинополе, откуда и был приглашен новгородцами, торговавшими с Византией.) Весьма своеобразны изображения Спаса-Вседержителя и Святой Троицы. Они выглядят грозными, неукротимыми божествами, готовыми сурово покарать за все греховные помыслы. Здесь есть и изображения «столпников»; худые, изможденные старики, лица которых выражают муку, боль, сомнения, видимо, имели реальных прототипов - в Новгороде велись ожесточенные споры между ортодоксальным духовенством и еретиками.

Специфичен подбор сюжетов и персонажей в росписях «Троицкой» каморы храма. Здесь изображены поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихии («умной молитве»). Это учение с его свободным отношением к обрядовой стороне религии, интересом к психологии человека и его индивидуальным переживаниям имел в Новгороде благодатную почву, подготовленную движением стригольников. Еретическое движение стригольников зародилось во Пскове и в Новгороде в ХIV веке. Оно было направлено против действующей церкви, её богатств, извечного взяточничества и некоторых форм христианского культа. В народе учение стригольников нашло немалую поддержку и широкое распространение. Это должен был почувствовать Феофан Грек, прибывший в Новгород вскоре после казни местных еретиков, сброшенных с моста в Волхов.

Во времена ремонтных работ в ХVIII-ХIХ веках фрески Спаса были покрыты штукатуркой и забелены. С 1912 по 1936 год велись реставрационные работы, была открыта живопись в барабане, куполе и северо-западном приделе собора. Большое число фрагментов и отдельных композиций фресковой живописи ХIV века раскрыли в 1968-1970 годах.

Из многочисленных работ Феофана Грека сохранилось немногое - иконостас в Благовещенском соборе Московского кремля, написанный вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца; несколько икон, представленных в Государственной Третьяковской галерее и росписи в храме Спаса Преображения в Великом Новгороде.

Фресковые росписи сохранились и в церквях Федора Стратилата (ХIV век), Рождества Богородицы (ХIV век), которые соседствуют с уютной и комфортабельной гостиницей «Садко». В нескольких шагах от отеля - земляной вал, с которого открывается вид на окрестности города. Исторически это - остаток древней оборонительной линии, возведенной в ХIV столетии. Вал и нынче опоясывает всю старую часть города, только раньше на нем стояли несколько деревянных и каменных башен.


 ©2003-2008 Сайт Центра "Диалог"